Наша работа

С 01.07.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», касающиеся порядка осуществления федерального и регионального государственного контроля (надзора). Изменения приняты в связи с проходящей в Российской Федерации общей реформой контрольно-надзорной деятельности и направлены на реализацию Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который также вступил в силу с 01.07.2021.

Среди ключевых изменений, затрагивающих государственный контроль (надзор) в сфере охраны объектов культурного наследия следует отметить отказ от проведения любых плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Вместо плановых проверок Федеральный закон № 73-ФЗ вводит понятие программных проверок, которые будут проводиться на основании программ, утверждаемых в случае выдачи разрешения на проведение работ, а также после истечения сроков проведения работ по сохранению, предусмотренных охранными обязательствами. 

Данный способ регулирования позволит повысить эффективность и результативность государственного контроля (надзора), сосредоточив внимание Управления на объектах контроля несущих потенциальную опасность для охраняемых отношений и исключив вероятность проведения нерезультативных проверок.

Кроме того, Федеральным законом № 248-ФЗ устанавливаются новые виды контрольных (надзорных) мероприятий (помимо привычных проверок), которые отличаются минимально возможными сроками (не более 1 рабочего дня) и направлены на сокращение взаимодействия контрольного органа и контролируемого лица в целях снижения излишнего административного давления. Сроки проведения проверок также сокращаются вдвое – не более 10 рабочих дней.

Отличительной чертой нового регулирования является ориентация органов контроля в первую очередь на профилактическую работу. Федеральным законом № 248-ФЗ установлен ряд  разнообразных профилактических мероприятий, из которых контрольные органы вправе выбрать те, что будут наиболее эффективными для курируемой сферы, при этом количество видов мероприятий не должно быть меньше пяти.

Особенности осуществления того или иного вида контроля должны определяться разрабатываемыми органами контроля положениями, в которых, в частности устанавливается окончательный список видов контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках данного вида контроля, исчерпывающий перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых инспекторами в ходе мероприятий, а также перечень видов профилактический мероприятий.

Управлением в настоящее время ведется разработка положения о региональном виде контроля (надзора) в сфере охраны объектов культурного наследия. Положение планируется принять в сентябре 2021 года. Предполагаемая дата вступления в силу – с 01.01.2022.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия принято постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1093.