Обзор правоприменительной практики

ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
контрольно-надзорной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
за период с 01.01.2017 по 31.07.2017

 

I. Организация и проведения государственного надзора

 

Вопросы по направлению:

 

1) Составление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры

По состоянию на 24.08.2017 проект плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отделом государственного надзора
за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – отдел государственного надзора) подготовлен в соответствии с установленным порядком и направлен
в Прокуратуру Свердловской области для согласования.

 

2) Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры

За отчетный период отделом государственного надзора проведено
4 внеплановых проверки (одна из проверок начата в декабре 2016 года
и окончена в январе 2017 года). Три проверки проведены в форме выездных
и согласованы с Прокуратурой Свердловской области в установленном порядке. Одна проверка проведена в форме документарной (согласование с органами прокуратуры не требуется).

Внеплановые проверки проведены на основании мотивированного представления начальника отдела государственного надзора, по результатам   анализа мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, рассмотрения и предварительной проверки поступивших в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – Управление) обращений, содержащих сведения о:

- возникновении угрозы причинения вреда объектам культурного наследия
(3 проверки);

- причинении вреда объектам культурного наследия (1 проверка).

 

3) разработка и издание приказов Управления о проведении проверок, их содержание

Приказы Управления о проведении проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей издаются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141.

 

4) решение вопроса о выборе формы проведения проверок (документарной или выездной)

Все плановые проверки Управления, проводятся в смешанной форме: документарной и выездной, так как в целях объективной оценки соблюдения проверяемым лицом требований законодательства об охране объектов культурного наследия необходим и осмотр объекта культурного наследия, и исследование документов, связанных с исполнением подконтрольным субъектом обязательных требований.

При решении вопроса о выборе формы внеплановой проверки учитывается наличие в отделе государственного надзора актуальных сведений о состоянии объекта культурного наследия, полученных в ходе предшествующих мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом.

 

5) исчисление и соблюдения сроков проведения проверки

Все проведенные отделом государственного надзора проверки проведены
в пределах сроков, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и приказами о проведении проверок. Нарушений установленных сроков не выявлено.

 

6) соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки

Нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в отчетном периоде не выявлено. Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Управления при проведении проверок, поданные
в административном и судебном порядке, отсутствуют.

 

7) оформление результатов проверки и принятия мер по ее результатам

Результаты проверок оформляются актом не позднее дня окончания проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития
от 30.04.2009 № 141, в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному представителю проверяемого лица в установленном порядке.
В случае отсутствия представителя юридического лица, экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о доставке.

Предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, является приложением к акту проверки.

В случае выявления по результатам проверки фактов, указывающих
на наличие состава административного правонарушения, после окончания проверки принимается решение о составлении административного протокола.

По результатам проверок в отчетном периоде составлено 9 протоколов
об административных правонарушениях.  

 

8) организация и проведения иных контрольно-надзорных мероприятий,
в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено 51 мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Все мероприятия проведены на основании задания в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

По результатам данных мероприятий:

- принято решение о проведении внеплановой документарной проверки;

- выдано 6 предписаний о немедленной приостановке работ, указанных
в пункте 7 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ. 

 

9) работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда объектам культурного наследия

Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае наличия в обращении фактов о причинении вреда (угрозе причинения вреда) объектам культурного наследия принимается решение
о проведении внеплановой проверки.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах причинения вреда (угрозы причинения вреда) объектам культурного наследия проводится предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки могут направляться запросы
в том числе в органы государственной власти, органы местного самоуправления,  лицам, представившим информацию, рассматриваются документы, имеющиеся
в распоряжении Управления, при необходимости проводятся мероприятия
по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

В случае, установления по результатам предварительной проверки фактов причинения вреда (угрозы причинения вреда) рассматривается вопрос
о проведении внеплановой проверки, в случае установления фактов о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В отчетном периоде по результатам рассмотрения обращений и заявлений отделом государственного надзора проведено 3 внеплановых проверки.

 

10) применение мер по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Меры по профилактике нарушений обязательных требований принимаются Управлением в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, Программой проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области профилактических мероприятий, направленных на предупреждение обязательных требований в области сохранения, содержания, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на 2017 год, утвержденной приказом Управления
от 12.05.2017 № 164.

В отчетном периоде в целях профилактики нарушений обязательных требований:

1. На официальном сайте Управления в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Управления) размещен перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, а также тексты данных правовых актов. Ведется работа
по актуализации указанного перечня и текстов.

2. На официальном сайте Управления размещены методические материалы по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия.

3. На официальном сайте Управления размещены перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований;

4. Проводится работа по информированию поднадзорных субъектов
по вопросам соблюдения обязательных требований путем:

- проведения выездных совещаний с местными администрациями муниципальных образований, в том числе  с организацией личного приема субъектов, предпринимательской деятельности (в отчетный период проведено
5 мероприятий);

- устного консультирования по телефону и в приемные дни, определенные административными регламентами Управления;

- в ходе проведения проверок.

 

11) привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного надзора

В отчетный период отделом государственного надзора:

- составлен 21 протокол об административных правонарушениях:

- привлечено к административной ответственности по протоколам, составленным Управлением: 8 юридических лиц; 3 должностных лица;
1 физическое лицо;

- общее количество наложенных административных штрафов – 1105 тыс. руб на юридических лиц; 60 тыс. руб. на должностных лиц, 15 тыс. руб. –
на физических лиц.

 

II. Соблюдение обязательных требований

 

Вопросы по направлению:

 

1) статистика соблюдения обязательных требований

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено 13 плановых и внеплановых проверок.

В результате всех проведенных проверок выявлены нарушения обязательных требований.

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено 51 мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

В 64 % случаев выявлены нарушения обязательных требований.

 

2) типичные (наиболее часто встречающиеся) нарушения обязательных требований

 

№ п/п

Описание нарушения

Положение НПА

1.

Несоблюдение собственником (пользователем) объекта культурного наследия требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, в т.ч.:

- не проводятся работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ

п. 1 ст. 47.3
Федерального закона № 73-ФЗ

- своевременно не  извещается орган охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия 

- проведены работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.)

2.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с нарушением установленного порядка, в т.ч.:

- без разрешения и согласования органов охраны объектов культурного наследия

п. 1 ст. 45
Федерального закона № 73-ФЗ

- с нарушением утвержденной и согласованной органами охраны объектов культурного наследия проектной документации

3.

Проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия

п. 3 ст. 36

Федерального закона № 73-ФЗ

 

3) применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований

В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности выявлены следующие вопросы, указывающие на наличие недостаточной взаимной согласованности обязательных требований, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ с нормами, регулирующими отношения в сфере строительства.

В силу пункта 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных
с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия
в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрабатываются в рамках раздела 12) проектной документации «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами», который
не во всех случаях является необходимым к включению в задание
на проектирование и, следовательно, в состав проекта.

При этом действующим законодательством, регулирующим проведение строительной экспертизы проектной документации, а также выдачу разрешений
на строительство, не предусмотрена обязанность ответственных лиц, учитывать наличие (отсутствие) разделов проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, согласованных уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия, при принятии соответствующих решений.

При наличии данного несовершенства правого регулирования возникают ситуации, когда при наличии объективной необходимости в разработке
и реализации мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости от участка проведения строительных работ, разрешение на строительство выдается в установленном порядке без указанного выше раздела проектной документации, согласованного
с органом охраны объектов культурного наследия, в результате чего возникает реальная угроза причинения вреда объектам культурного наследия.

4) предложения о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности

В целях недопущения нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия, прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении
в соответствующие правовые акты, регулирующие отношения в сфере строительства, изменений, предусматривающих обязательную оценку наличия
в проектной документации раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении строительной экспертизы (в том числе  негосударственной) а также при решении вопроса о выдаче разрешений
на строительство.