Обзор правоприменительной практики за период с 01.01.2018 по 31.03.2018

ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
контрольно-надзорной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
за период с 01.01.2018 по 31.03.2018

 

I. Организация и проведения государственного надзора

 

Вопросы по направлению:

  1. Составление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры

Работа по формированию плана плановых проверок на 2019 год начнётся
во втором квартале 2018 года (сбор предложений).

 

  1. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры

В отчетный период отделом государственного надзора проведено
2 внеплановых проверки.

Одна их них проведена в целях установления факта исполнения (неисполнения) ранее выданного предписания (согласование
с органами прокуратуры не требуется).

Вторая проведена на основании мотивированного представления начальника отдела государственного надзора, составленного по результатам мероприятий
по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения поступивших обращений в связи наличием информации о фактах угрозы причинения вреда объектам культурного наследия. Данная проверка проведена в форме выездной и согласована с органами прокуратуры в установленном порядке.

Кроме того, в отчетном периоде отделом по согласованию с органами прокуратуры была начата внеплановая выездная проверка, которая не проведена по причине отсутствия руководителя или иного должностного лица юридического лица. Составлен акт о невозможности проведения проверки.

 

  1. разработка и издание приказов Управления о проведении проверок, их содержание

Приказы Управления о проведении проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей издаются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141.

 

  1. решение вопроса о выборе формы проведения проверок (документарной или выездной)

Все плановые проверки Управления, проводятся в смешанной форме: документарной и выездной, так как в целях объективной оценки соблюдения проверяемым лицом требований законодательства об охране объектов культурного наследия необходим и осмотр объекта культурного наследия, и исследование документов, связанных с исполнением поднадзорными субъектами обязательных требований.

При решении вопроса о выборе формы внеплановой проверки учитывается наличие в отделе государственного надзора актуальных сведений о состоянии объекта культурного наследия, полученных в ходе предшествующих мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом.

 

  1. исчисление и соблюдения сроков проведения проверки

Все проведенные отделом государственного надзора проверки проведены
в пределах сроков, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и приказами о проведении проверок. Нарушений установленных сроков не выявлено.

 

  1. соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки

Нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в отчетном периоде не выявлено. Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Управления при проведении проверок, поданные
в административном и судебном порядке, отсутствуют.

 

  1. оформление результатов проверки и принятия мер по ее результатам

Результаты проверок оформляются актом не позднее дня окончания проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития
от 30.04.2009 № 141, в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному представителю проверяемого лица в установленном порядке.
В случае отсутствия представителя юридического лица, экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о доставке.

Предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, является приложением к акту проверки.

В случае выявления по результатам проверки фактов, указывающих
на наличие состава административного правонарушения, после окончания проверки принимается решение о составлении административного протокола.

Административные протоколы по результатам проведенных в отчетном периоде плановых и внеплановых проверок запланированы к составлению в апреле и мае 2018 года. В отчетном периоде составлен протокол по результатам внеплановой проверки, оконченной в декабре 2017 года.

 

  1. организация и проведения иных контрольно-надзорных мероприятий,
    в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами
    и индивидуальными предпринимателями

В отчетном периоде Управлением проведено:

26 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия;

20 мероприятий по систематическому наблюдению в форме мониторинга состояния объектов культурного наследия;

12 мероприятий по систематическому наблюдению в форме мониторинга проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Все мероприятия проведены на основании задания в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

По результатам данных мероприятий:

- принято решение о проведении внеплановой выездной проверки;

- составлен протокол об административном правонарушении;

- выдано 6 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;

- собственникам пользователям направлены письма о принятии мер
по устранению выявленных нарушений;

- проведены профилактические мероприятия с поднадзорными субъектами по разъяснению обязательных требований;

- направлено письмо в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

 

  1. работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда объектам культурного наследия

Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае наличия в обращении фактов о причинении вреда (угрозе причинения вреда) объектам культурного наследия принимается решение
о проведении внеплановой проверки.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах причинения вреда (угрозы причинения вреда) объектам культурного наследия проводится предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки могут направляться запросы
в том числе в органы государственной власти, органы местного самоуправления, лицам, представившим информацию, рассматриваются документы, имеющиеся
в распоряжении Управления, при необходимости проводятся мероприятия
по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

В случае, установления по результатам предварительной проверки фактов причинения вреда (угрозы причинения вреда) рассматривается вопрос
о проведении внеплановой проверки, в случае установления фактов о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В отчетном периоде по результатам рассмотрения обращений и заявлений отделом государственного надзора проведена 1 внеплановая проверка.

 

  1. применение мер по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Меры по профилактике нарушений обязательных требований принимаются Управлением в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, Программой проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области профилактических мероприятий, направленных на предупреждение обязательных требований в области сохранения, содержания, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на 2017 год, утвержденной приказом Управления
от 12.05.2017 № 164.

В отчетном периоде в целях профилактики нарушений обязательных требований:

1. Утверждена и опубликована на официальном сайте Управления
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Управления) Программа проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия
на 2018 – 2020 годы. Данная программа содержит план проведения мероприятий по профилактике.

2. На официальном сайте Управления размещен перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, а также тексты данных правовых актов. Ведется работа по актуализации указанного перечня и текстов.

3. На официальном сайте Управления размещены методические материалы по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия.

4. На официальном сайте Управления размещены перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.

5. Проводится работа по информированию поднадзорных субъектов
по вопросам соблюдения обязательных требований путем:

- проведения (принятия участия в проведении) публичных мероприятий
с поднадзорными субъектами по разъяснению обязательных требований
(в отчетный период проведено 4 мероприятия);

- устного консультирования по телефону и в приемные дни, определенные административными регламентами Управления;

- в ходе проведения проверок.

6. Выдано 6 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

 

  1. привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного надзора

В отчетный период Управлением:

- составлено 4 протокола об административных правонарушениях:

- по протоколам, составленным Управлением, привлечено
к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ
3 юридических лица и 1 физическое лицо;

- общее количество наложенных административных штрафов – 300 тыс. руб. на юридических лиц; 15 тыс. руб. – на физических лиц.

Взыскано административных штрафов по протоколам, составленным Управлением, на общую сумму: 615 тыс. руб.

 

II. Соблюдение обязательных требований

 

Вопросы по направлению:

  1. статистика соблюдения обязательных требований

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено 3 плановых и внеплановых проверки.

Одна проверка не была проведена в связи с отсутствием руководителя, иного должностного лица юридического лица. Составлен акт о невозможности проведения проверки.

В результате всех проведенных проверок выявлены нарушения обязательных требований.

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено 26 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

В 70 % случаев выявлены нарушения обязательных требований.

Проведено 20 мероприятий по систематическому наблюдению в форме мониторинга состояния объектов культурного наследия. В 90 % случаев выявлены нарушения обязательных требований.

 

  1. типичные (наиболее часто встречающиеся) нарушения обязательных требований

№ п/п

Описание нарушения

Положение НПА

1.

Несоблюдение собственником (пользователем) объекта культурного наследия требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, в т.ч.:

- не проводятся работы по ремонту
и реставрации объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ

п. 1 ст. 47.3
Федерального закона № 73-ФЗ

- своевременно не извещается орган охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия

- проведены работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок, замена оконных блоков и пр.)

2.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с нарушением установленного порядка, в т.ч.:

- без разрешения и согласования органов охраны объектов культурного наследия

п. 1 ст. 45
Федерального закона № 73-ФЗ

- с нарушением утвержденной и согласованной органами охраны объектов культурного наследия проектной документации

- нарушен порядок приемки работ (срок предоставления отчета и др.)

3.

Проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия

п. 3 ст. 36

Федерального закона № 73-ФЗ

4.

Размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия

 

п. 1 ст. 35 Федерального закона № 73-ФЗ

 

Среди причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, наиболее часто встречающимися являются:

- недостаточная информированность поднадзорных субъектов
о существующих обязательных требованиях и порядке их исполнения, а также
об ответственности за их нарушение;

- низкая правовая сознательность поднадзорных субъектов в отношении
необходимости сохранения объектов культурного наследия, как уникальных объектов, представляющих уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.