Обзор правоприменительной практики за 2017 год

УТВЕРЖДЕН

приказом Управления государственной
охраны объектов культурного наследия
Свердловской области

от 27.02.2018 № __­___44________

 

 

ОБЗОР
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области за 2017 год

 

Направление 1. «Организация и проведение государственного надзора»

 

1.1. Составление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направление
в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры

План проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – Управление) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год утвержден Начальником Управления, согласован в установленном порядке
с Прокуратурой Свердловской области и размещен на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Управления).

1.2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры

За отчетный период отделом государственного надзора за объектами культурного наследия Управления (далее – отдел государственного надзора) проведено 7 внеплановых проверок, из них: 3 выездных (согласованы
с Прокуратурой Свердловской области) и 4 документарных проверки (согласование с органами прокуратуры не требуется).

6 внеплановых проверок проведено на основании мотивированного представления сотрудников отдела государственного надзора, составленного
по результатам анализа мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия без взаимодействия с юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, рассмотрения и предварительной проверки поступивших в Управление обращений, содержащих сведения о:

- возникновении угрозы причинения вреда объектам культурного наследия
(5 проверок);

- причинении вреда объектам культурного наследия (1 проверка).

1 внеплановая проверка проведена с целью контроля исполнения ранее выданного предписания.

1.3. Разработка и издание приказов Управления о проведении проверок, их содержание

Приказы Управления о проведении проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей издаются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141.

1.4. Решение вопроса о выборе формы проведения проверок

Все плановые проверки Управления, проводятся в смешанной форме: документарной и выездной, так как в целях объективной оценки соблюдения проверяемым лицом обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия необходим и осмотр объекта культурного наследия, и исследование документов, связанных с исполнением поднадзорным субъектом обязательных требований.

При решении вопроса о выборе формы внеплановой проверки учитывается наличие в отделе государственного надзора актуальных сведений о состоянии объекта культурного наследия, полученных в ходе предшествующих мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом.

1.5. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки

Все проведенные отделом государственного надзора проверки проведены
в пределах сроков, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и приказами Управления
о проведении проверок. Нарушений установленных сроков не выявлено.

1.6. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки

Нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в отчетном периоде не выявлено.

ФГБУ «Административно-хозяйственное управление Уральского отделения Российской академии наук» (далее – ФГБУ АХУ УрО РАН) обратилось
в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений, выданного Управлением по результатам проведения плановой проверки указанного юридического лица. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2017 в удовлетворении заявленных требований
ФГБУ АХУ УрО РАН отказано. Данное решение арбитражного суда заявителем обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. На момент окончания отчетного периода жалоба апелляционной судебной инстанцией
не рассмотрена.

Иные жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Управления
при проведении проверок, поданные в административном и судебном порядке, отсутствуют.

1.7. Оформление результатов проверки и принятие мер
по ее результатам

Результаты проверок оформляются актом не позднее дня окончания проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития
от 30.04.2009 № 141, в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному представителю проверяемого лица в установленном порядке.
В случае отсутствия представителя проверяемого юридического лица, экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о доставке.

Предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, является приложением к акту проверки.

В случае выявления по результатам проверки фактов, указывающих
на наличие состава административного правонарушения, после окончания проверки принимается решение о составлении административного протокола.

По результатам проверок в отчетном периоде составлено 13 протоколов
об административных правонарушениях.

1.8. Организация и проведение иных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе осуществляемых без взаимодействия
с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено 90 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Все мероприятия проведены на основании задания в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

По результатам данных мероприятий:

- приняты решения о проведении 2 внеплановых документарных проверок;

- выдано 6 предписаний о немедленной приостановке работ, указанных
в пункте 7 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.

1.9. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда объектам культурного наследия

Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае наличия в обращении фактов о причинении вреда (угрозе причинения вреда) объектам культурного наследия принимается решение
о проведении внеплановой проверки.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах причинения вреда (угрозы причинения вреда) объектам культурного наследия проводится предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки могут направляться запросы,
в том числе в органы государственной власти, органы местного самоуправления, лицам, представившим информацию; рассматриваются документы, имеющиеся
в распоряжении Управления; при необходимости проводятся мероприятия
по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

В случае, установления по результатам предварительной проверки фактов причинения вреда (угрозы причинения вреда) объектам культурного наследия рассматривается вопрос о проведении внеплановой проверки, в случае установления фактов о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В отчетном периоде по результатам рассмотрения обращений и заявлений отделом государственного надзора проведено 5 внеплановых проверок.

1.10. Применение мер по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Меры по профилактике нарушений обязательных требований принимаются Управлением в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, Программой проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области профилактических мероприятий, направленных на предупреждение обязательных требований в области сохранения, содержания, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на 2017 год, утвержденной приказом Управления
от 12.05.2017 № 164.

В отчетном периоде в целях профилактики нарушений обязательных требований:

1. На официальном сайте Управления размещен утвержденный приказом Управления перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, а также тексты данных правовых актов. Приказом Управления утвержден порядок ведения указанного перечня;

2. На официальном сайте Управления для информирования поднадзорных субъектов размещены методические материалы по соблюдению обязательных требований;

3. На официальном сайте Управления размещен перечень типовых нарушений обязательных требований;

4. Проводится работа по информированию поднадзорных субъектов
по вопросам соблюдения обязательных требований путем:

1) проведения (принятия участия) в публичных мероприятиях (семинарах)
по разъяснению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия. В отчетный период Управлением проведено 2 публичных мероприятия; специалистами Управления принято участие в 4 публичных мероприятиях, организованных МКУ «Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия»;

2) проведения выездных совещаний с органами местного самоуправления,
в том числе с организацией личного приема субъектов, предпринимательской деятельности. В отчетный период проведено 8 мероприятий;

3) устного консультирования по телефону и в приемные дни, определенные административными регламентами Управления;

4) информирования в ходе проведения проверок.

1.11. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц к ответственности
за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного надзора

В отчетный период отделом государственного надзора составлено
33 протокола об административных правонарушениях, из них:

- по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – 28:

- по ст. 7.14 КоАП РФ – 1;

- по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ – 2;

- по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ – 2.

Привлечено к административной ответственности по протоколам, составленным Управлением, 16 юридических лиц, 3 должностных лица,
1 физическое лицо.

Общее количество наложенных административных штрафов – 2280 тыс. руб., из них:

- 2205 тыс. руб. на юридических лиц;

- 60 тыс. руб. на должностных лиц;

- 15 тыс. руб. на физических лиц.

 

Направление 2. «Соблюдение обязательных требований»

 

2.1. Статистика соблюдения обязательных требований

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено
22 плановых и внеплановых проверки, из них по результатам 20 проверок выявлены нарушения обязательных требований, что составляет 91% от общего количества проведенных проверок.

В отчетном периоде отделом государственного надзора проведено
90 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.
В 74 % случаев выявлены нарушения обязательных требований.

В отчетном периоде проведено 38 мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия в форме мониторинга
за проведением работ на объектах культурного наследия. Нарушения выявлены
по результатам проведения 2 мероприятий.

2.2. Типичные (наиболее часто встречающиеся) нарушения обязательных требований

Типичные (наиболее часто встречающиеся) нарушения обязательных требований представлены в таблице 1.

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

типовых нарушений обязательных требований

законодательства об охране объектов культурного наследия

Таблица 1.

 

№ п/п

Описание нарушения

Положения НПА, требования которых нарушены

Предусмотренная

законодательством Российской Федерации ответственность,
за нарушение обязательных требований

Количество

нарушений, выявленных за 2017 год

Дата (квартал, год) когда нарушение приняло типовой характер

Степень риска причинения вреда

Степень тяжести негативных последствий

I. Несоблюдение собственником (пользователем) объекта культурного наследия требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, в т.ч.:

1.

не проведение работ по ремонту
и реставрации объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ

ст. 47.1,

п. 1, п. 2 ст. 47.2,

п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

43

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

2.

своевременное
не извещение органа охраны объектов культурного наследия
о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия
и не принятие собственником (пользователем)
меры по предотвращению дальнейшего его разрушения

пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

6

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

3.

проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные
и конструктивные решения
и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного
в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

(размещение кондиционеров, вывесок и пр.)

пп. 2и пп. 3
п. 1 ст. 47.3

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

14

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

II.

 

проведение работ
по сохранению объекта культурного без разрешения
и согласования органов охраны объектов культурного наследия

п. 1 ст. 45
Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.14 КоАП РФ – организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

12

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

III.

проведение строительных
и иных работ вблизи объекта культурного наследия
в отсутствие
в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия
по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия

п. 3 ст. 36

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

15

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

IV.

Невыполнение
в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия

 

п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

часть 18 статьи 19.5
КоАП РФ
– невыполнение
в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия;

часть 19 статьи 19.5
КоАП РФ
повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 данной статьи

5

 

2 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

 

2.3. Применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований

В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности выявлены следующие вопросы, указывающие на наличие недостаточной взаимной согласованности обязательных требований, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ с нормами, регулирующими отношения в сфере строительства.

В силу пункта 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные
и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных
с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия
в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрабатываются в рамках раздела «12» проектной документации: «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами», который
не во всех случаях является необходимым к включению в задание
на проектирование и, следовательно, в состав проекта.

При этом действующим законодательством, регулирующим проведение строительной экспертизы проектной документации, а также выдачу разрешений
на строительство, не предусмотрена обязанность ответственных лиц, учитывать наличие (отсутствие) разделов проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, согласованных уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия, при принятии соответствующих решений.

При наличии данного несовершенства правого регулирования возникают ситуации, когда при наличии объективной необходимости в разработке
и реализации мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости от участка проведения строительных работ, разрешение на строительство выдается в установленном порядке без указанного выше раздела проектной документации, согласованного
с органом охраны объектов культурного наследия, в результате чего возникает реальная угроза причинения вреда объектам культурного наследия.

2.4. Предложения о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности

В целях недопущения нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия, прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении
в соответствующие правовые акты, регулирующие отношения в сфере строительства, изменений, предусматривающих обязательную оценку наличия
в проектной документации раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении строительной экспертизы (в том числе негосударственной), а также при решении вопроса о выдаче разрешений
на строительство.