Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 1 квартал 2019 года

ОБЗОР
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области за 1 квартал 2019 года

 

1. Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий

1.1. В отчетном периоде Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – Управление) проведено 4 внеплановых проверки юридических лиц, из них 2 внеплановые проверки проведены на основании мотивированного представления должностных лиц Управления по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах наличия угрозы причинения вреда объектам культурного наследия.

2 внеплановые проверки проведены в связи с истечением сроков ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Одна внеплановая проверка проведена в форме выездной, прочие в форме документарных. Выездная проверка согласована с прокуратурой Свердловской области в установленном порядке.

Кроме того, в отчетном периоде Управлением проведена 1 плановая проверка органа местного самоуправления.

По результатам всех проведенных проверок выявлены нарушения (100% случаев).

1.2. В отчетном периоде Управлением проведено 16 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, нарушения выявлены в 69 % случаев. В отчетном периоде также проведено 26 мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, из них: 25 в форме мониторинга состояния объектов культурного наследия, нарушения выявлены в 64 % случаев, 1 мероприятие проведено в форме мониторинга за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, нарушения по результатам не выявлены.

2. Работа по профилактике нарушений обязательных требований

В отчетном периоде в целях профилактики нарушений обязательных требований:

1) утверждена Программа проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия на 2019 год. Программа разработана в соответствии с изданным в конце 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»;

2) на официальном сайте Управления размещен перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, а также тексты данных правовых актов. Ведется работа по актуализации указанного перечня и текстов;

3) на официальном сайте Управления размещены методические материалы по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия;

4) на официальном сайте Управления размещен перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, по результатам обобщений правоприменительной практики данный перечень регулярно корректируется;

5) в целях информирования поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в отчетном периоде проведено публичное мероприятие с представителями учреждений культуры Свердловской области.

Также специалистами Управления в рабочем режиме осуществляется индивидуальное консультирование по телефону и в приемные дни, определенные административными регламентами Управления, а также в ходе проверок;

6) утвержден обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления за 2018 год. Обзор опубликован на официальном сайте Управления. Мероприятие по публичному обсуждению правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления за 2018 год, назначенное на 28.03.2019, в связи с отсутствием заявившихся участников не состоялось;

7) выдано 3 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

 

3. Сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях и основные (типовые) причины и условия их совершения

Сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях представлены
в таблице 1. Сведения об основных (типовых) причинах и условиях совершения нарушений приведены в пункте 5.1 и таблице 1 настоящего обзора.

 

4. Административная практика

В отчетный период отделом государственного надзора составлено 12 протоколов об административных правонарушениях. Из них – 6 по результатам проверок, 6 – по результатам иных контрольных мероприятий.

В отношении юридических лиц составлено 8 протоколов, в отношении индивидуальных предпринимателей – 0, в отношении физических лиц – 2; в отношении должностных лиц – 2.

6 протоколов составлено по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, 3 по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, 1 по ст. 7.14.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения в судах административных протоколов, составленных Управлением, в первом квартале:

1) привлечено к административной ответственности: 4 юридических, 2 физических и 2 должностных лица (всего 7);

2) прекращено административное производство в отношении: 2 юридических лиц.

3) апелляционные инстанции обжаловано 2 постановления о привлечении к административной ответственности, по делам, возбужденным Управлением. По результатам рассмотрения жалоб решения первой инстанции оставлены без изменения.

5. Результаты обобщения правоприменительной практики

5.1. Практика проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

По результатам проверок, проведенных в отчетном периоде, можно отметить, что сохраняется высокий процент проверок с нарушениями, в том числе выявляется неисполнение предписаний.

По сравнению с аналогичным отчетным периодом 2018 года увеличилось количество проведенных проверок и количество составленных протоколов.

Среди выявляемых нарушений к типовым и массовым, как и в предыдущих периодах, можно отнести «не проведение собственниками (пользователями) объектов культурного наследия работ по ремонту и реставрации объектов», «проведение работ на объектах культурного наследия без разрешений», а также проведение на объектах культурного наследия работ, вследствие которых изменяется предмет охраны объекта» (изменение формы, цвета, размера и материала оконных и дверных заполнений, размещение на объектах культурного наследия кондиционеров, инженерных сетей и коммуникаций, светового оборудования, систем видеонаблюдения, а также информационных вывесок, размер, форма, способ и место крепления которых существенно искажают целостное восприятие объектов культурного наследия и также способствуют ухудшению их физического состояния и утрате ими историко-культурной ценности).

Новых причин и условий совершения правонарушений, в дополнение к ранее выявленным:

1) высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательного требования по сравнению с возможной ответственностью за его несоблюдение;

2) отсутствие у поднадзорных субъектов понимания прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям, риском наступления ответственности, – не отмечено.

5.2. Результаты анализа и обобщения административной судебной практики.

Впервые в практике Управления в отчетном периоде рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении застройщика по статье 7.14.2 КоАП РФ «неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность». Дело судом первой инстанции прекращено, Управлением постановление о прекращении дела обжаловано вышестоящую судебную инстанцию.

В отчетном периоде продолжилась практика прекращения административного производства в отношении бюджетных учреждений по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ (в редакции данной части от 04.05.2018).

 

ПЕРЕЧЕНЬ
типовых нарушений обязательных требований
законодательства об охране объектов культурного наследия
Таблица 1.

 

№ п/п

Описание нарушения

Положения НПА, требования которых нарушены

Предусмотренная

законодательством Российской Федерации ответственность,
за нарушение обязательных требований

Количество

нарушений, выявленных за 1 полугодие 2019 года

Дата (квартал, год) когда нарушение приняло типовой характер

Степень риска причинения вреда

Степень тяжести негативных последствий

I. Несоблюдение собственником (пользователем) объекта культурного наследия требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, в т.ч.:

1.

непроведение работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ

ст. 47.1,

п. 1, п. 2 ст. 47.2,

п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

24

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

2.

своевременное неизвещение органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие собственником (пользователем) мер по предотвращению дальнейшего его разрушения

пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

0

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

3.

проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные
и конструктивные решения
и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного
в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

(размещение кондиционеров, вывесок и пр.)

пп. 2и пп. 3
п. 1 ст. 47.3

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

5

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

4.

Размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия или нарушение условий ее размещения в случае, если таковое допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

п. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории

и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1

-

высокая

тяжкая

II. Проведение работ на объекте культурного наследия с нарушением установленного порядка

1.

 

проведение работ
по сохранению объекта культурного без разрешения
и согласования органов охраны объектов культурного наследия

п. 1 ст. 45
Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.14 КоАП РФ – организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

III. Не принятие мер по обеспечению сохранности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1.

проведение строительных
и иных работ вблизи объекта культурного наследия
в отсутствие
в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия
по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия

п. 3 ст. 36

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

IV. Нарушения в области порядка осуществления государственного контроля (надзора)

1.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

 

п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

часть 18 статьи 19.5
КоАП РФ
– невыполнение
в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия;

часть 19 статьи 19.5
КоАП РФ
повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 данной статьи

3

 

2 квартал 2017 года

высокая

тяжкая