Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области за 2018 год

ОБЗОР
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области за 2018 год

 

1. Организация и проведение государственного надзора

 

1.1. Составление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры

 

План проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – Управление) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год утвержден Начальником Управления, согласован в установленном порядке с Прокуратурой Свердловской области и размещен на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Управления).

В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), предусматривающих продление «надзорных каникул» для субъектов малого и среднего предпринимательства на период 2019-2020 годов, план проведения плановых проверок Управления на 2019 год сокращен на 2 проверки.

 

1.2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры

 

За отчетный период Управлением проведено 23 внеплановых проверки, из них: 4 выездных (согласованы с Прокуратурой Свердловской области) и 19 документарных (согласование с органами прокуратуры не требуется).

13 внеплановых проверок проведено на основании мотивированных представлений должностных лиц Управления, составленных по результатам анализа мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассмотрения и предварительной проверки поступивших в Управление обращений, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения вреда объектам культурного наследия.

10 внеплановых проверок проведено с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний.

 

1.3. Разработка и издание приказов Управления о проведении проверок, их содержание

 

Приказы Управления о проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей издаются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141).

 

1.4. Решение вопроса о выборе формы проведения проверок

 

Все плановые проверки Управления проводятся в смешанной форме: документарной и выездной, так как в целях объективной оценки соблюдения проверяемым лицом обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (далее – обязательные требования) необходим и осмотр объекта культурного наследия, и исследование документов, связанных с исполнением поднадзорным субъектом обязательных требований.

При решении вопроса о выборе формы внеплановой проверки учитывается наличие в Управлении актуальных сведений о состоянии объекта культурного наследия, полученных в ходе предшествующих мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом.

 

1.5. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки

 

В 2018 году все проверки проведены Управлением в пределах сроков, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ и приказами Управления о проведении проверок. Нарушений установленных сроков не выявлено.

 

1.6. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Административно-хозяйственное управление Уральского отделения Российской академии наук» (далее – АХУ УрО РАН) в 2017 году обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений, выданного Управлением по результатам проведения плановой проверки указанного юридического лица. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2017 в удовлетворении заявленных требований АХУ УрО РАН отказано. Данное решение арбитражного суда заявителем обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В 2018 году в судебном заседании Семнадцатого арбитражного апелляционного суда АХУ УрО РАН от исковых требований отказалось. Производство по делу было прекращено, решение арбитражного суда первой инстанции отменено.

Иные жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Управления при проведении проверок, поданные в административном и судебном порядке, отсутствуют.

 

1.7. Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам

 

Результаты проверок оформляются актом не позднее дня окончания проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141, в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному представителю проверяемого лица в установленном порядке. В случае отсутствия представителя проверяемого лица, экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о доставке.

Предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, является приложением к акту проверки.

В случае выявления по результатам проверки фактов, указывающих на наличие состава административного правонарушения, после окончания проверки принимается решение о составлении административного протокола.

В 2018 году имел место случай, когда начатая проверка не была проведена по причине отсутствия руководителя или иного должностного лица юридического лица. Составлен акт о невозможности проведения проверки. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении данного юридического лица Управлением начата повторная проверка, которая окончена в установленном порядке, по ее результатам выявлены нарушения.

 

1.8. Организация и проведение иных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

 

В отчетном периоде отделом государственного надзора Управления проведено 119 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, 216 мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, из них: 170 в форме мониторинга состояния объектов культурного наследия (в том числе 57 в отношении объектов археологического наследия) и 46 мероприятий в форме надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия.

Все мероприятия проведены на основании заданий в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

По результатам указанных мероприятий в случае выявления фактов, указывающих на наличие состава административных правонарушений, принимаются решения о составлении административных протоколов.

В случае установления фактов готовящихся нарушений или признаков нарушений Управлением в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выносятся предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае установления фактов, указывающих на наличие угрозы причинения вреда объектам культурного наследия, Управлением рассматривается вопрос о проведении внеплановой выездной проверки.

 

1.9. Работа с заявлениями и обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, сведениями, поступившими от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, и содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда объектам культурного наследия

 

Работа с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц велась в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае наличия в обращении (поступившей информации) фактов о причинении вреда (угрозе причинения вреда) объектам культурного наследия принималось решение о проведении внеплановой проверки.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах причинения вреда (угрозы причинения вреда) объектам культурного наследия проводилась предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки могли быть направлены запросы, в том числе в органы государственной власти, органы местного самоуправления, лицам, представившим информацию; рассматривались документы, имеющиеся в распоряжении Управления; при необходимости проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могли быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не являлось обязательным.

В случае установления по результатам предварительной проверки фактов причинения вреда (угрозы причинения вреда) объектам культурного наследия рассматривался вопрос о проведении внеплановой проверки, в случае установления фактов о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований выдавалось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

1.10. Применение мер по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В отчетном периоде в целях профилактики нарушений обязательных требований:

  1. утверждена Программа проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия на 2018 – 2020 годы. В течение 2018 года в программу вносились изменения в целях приведения ее в соответствие основным требованиям Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 12.09.2017 № 61(11) и Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа надзорной и контрольной деятельности» от 27.03.2018 № 2. В основном изменения коснулись дополнения перечня профилактических мероприятий;

По состоянию на текущий момент данная программа подлежит переработке в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», а именно: вместо периода 3 года программа будет утверждаться сроком на 1 год. Целевые показатели и перечень программных мероприятий будет утверждаться на будущий год и двухлетний плановый период.

Изменения планируется внести в программу в 1 квартале 2019 года.

  1. на официальном сайте Управления размещен перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, а также тексты данных правовых актов. Ведется работа по актуализации указанного перечня и текстов;
  2. на официальном сайте Управления размещены методические материалы по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия;
  3. на официальном сайте Управления размещены перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований. По результатам обобщений правоприменительной практики данный перечень регулярно корректируется;
  4. проводится работа по информированию поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путем:

проведения (принятия участия в проведении) публичных мероприятий с поднадзорными субъектами по разъяснению обязательных требований (в отчетный период проведено 8 мероприятий);

устного консультирования по телефону и в приемные дни, определенные административными регламентами Управления;

в ходе проведения проверок.

  1. выдано 20 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

 

1.11. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного надзора

 

В отчетный период отделом государственного надзора Управления составлен 41 протокол об административном правонарушении:

по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 27;

по статье 7.14 КоАП РФ – 6;

по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ – 1;

по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ – 7.

Привлечено к административной ответственности: 15 юридических, 9 физических, 1 должностное лицо (всего 25).

Освобождены от административной ответственности: 2 юридических и 1 должностное лицо (всего 3).

Прекращено административное производство в отношении: 8 юридических лиц.

2 протокола с материалами дела были возвращены в Управление для устранения недостатков.

Общая сумма наложенных административных штрафов – 1970 тыс. руб., из них:

1800 тыс. руб. на юридических лиц;

20 тыс. руб. на должностных лиц;

150 тыс. руб. на физических лиц.

 

1.12. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора)

 

По результатам анализа и обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности сделан вывод о целесообразности обращения в Министерство культуры Российской Федерации с предложением о рассмотрении вопроса по инициированию изменений и дополнений ряда нормативно-правовых актов, что позволит обеспечить единообразие правоприменительной практики, а также существенно повысить эффективность проводимых контрольных мероприятий, а именно:

1) внести в Федеральный закон № 73-ФЗ:

- положение, прямо закрепляющее право органов, осуществляющих государственный надзор за объектами культурного наследия, выдавать предписания и возбуждать дела об административных правонарушениях по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия;

положения, определяющие обязанности и ответственность лиц, осуществляющих авторский и технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия;

положения, определяющие порядок осуществления проверок физических лиц;

2) внести изменения в статью 11 Федерального закона № 73-ФЗ, в части включения в предмет государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее – государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, указанный в пункте 1 статьи 45 данного федерального закона, а также разработать на федеральном уровне единый порядок осуществления мероприятий по данному виду надзора;

3) разработать на федеральном уровне единые требования к разделам проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, предусмотренным пунктом 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ;

4) внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положения, закрепляющие процессуальный статус лиц, уполномоченных возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, с наделением таких лиц процессуальными правами участников по делу;

5) внести в Федеральный закон № 73-ФЗ и Федеральный закон № 294-ФЗ изменения, закрепляющие особый порядок проведения плановых контрольных мероприятий для государственного надзора за объектами культурного наследия – проведение проверок в отношении используемого объекта (объекта культурного наследия) а не субъектов, осуществляющих его использование.

 

2. Соблюдение обязательных требований

 

2.1. Статистика соблюдения обязательных требований

 

По результатам проведенных в 2018 году проверок нарушения выявлены в 97% случаев.

По результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия нарушения выявлены в 76% случаев.

По результатам проведения мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия в форме мониторинга состояния объектов культурного наследия нарушения выявлены в 68% случаев, в форме мониторинга проведения работ – в 10% случаев. При этом, по результатам мероприятий по мониторингу состояния объектов недвижимости нарушения выявлены в 92% случаев.

 

2.2. Типичные (наиболее часто встречающиеся) нарушения обязательных требований

 

Типичные (наиболее часто встречающиеся) нарушения обязательных требований представлены в таблице, прилагаемой к настоящему обзору.

 

3. Результаты обобщения правоприменительной практики

 

3.1. Практика проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий

 

В 2018 году Управлением по сравнению с 2017 годом запланировано и проведено на 47% меньше плановых проверок, вместе с тем общее количество проверок увеличилось на 41%. Причиной является увеличение внеплановых проверок по фактам поступивших обращений об угрозе причинения вреда объектам культурного наследия и внеплановых проверок в связи с истечением срока выполнения ранее выданных предписаний.

По результатам проверок можно отметить повышение процента проверок, в ходе которых выявлены нарушения: в 2017 году данный показатель составил 90% в 2018 году – 97%.

Процент нарушений, выявляемых по результатам мероприятий по контролю и систематическому наблюдению, также вырос.

В 2018 году выявлены случаи выявления нарушений в ходе мероприятий по мониторингу работ по сохранению объектов культурного наследия. По фактам выявленных нарушений приняты меры: составлено 4 административных протокола.

В 2018 году Управлением составлено на 24% больше административных протоколов, чем в 2017 году. Кроме того, относительно 2017 года увеличилось количество протоколов, составленных по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.14 КоАП РФ и частью 18 статьи 19.5.

Наиболее типовым и массовым нарушением обязательных требований остается непроведение собственниками (пользователями) объектов культурного наследия работ по ремонту и реставрации объектов. Данные нарушения создают непосредственную угрозу причинения вреда объектам культурного наследия, так как способствуют ухудшению их физического состояния и могут привести к утрате историко-культурной ценности объектов.

Также к типовым и массовым нарушениям можно отнести проведение на объектах культурного наследия работ, вследствие которых изменяется предмет охраны объектов, например, изменение формы, цвета, размера и материала оконных и дверных заполнений, размещение на объектах культурного наследия кондиционеров, инженерных сетей и коммуникаций, светового оборудования, систем видеонаблюдения, а также информационных вывесок, размер, форма, способ и место крепления которых существенно искажают целостное восприятие объектов культурного наследия и также способствуют ухудшению их физического состояния и утрате ими историко-культурной ценности.

Кроме того, массовый характер носит нарушение порядка проведения работ на объектах культурного наследия, в частности проведение работ по сохранению объектов культурного наследия без задания и разрешения, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отсутствие согласованной проектной документации, а также проведение работ организациями, не имеющими необходимой лицензии.

В 2018 году участились случаи выявления таких нарушений в действиях физических лиц – собственников помещений (в том числе жилых), расположенных в объектах культурного наследия. По фактам выявленных нарушений приняты меры: составлено 5 протоколов, по которым судами вынесены решения о привлечении физических лиц к административной ответственности.

По сравнению с 2017 годом также выявлено больше фактов нарушений порядка проведения работ на земельных участках, граничащих с территориями объектов культурного наследия – 4 факта. По всем фактам проведены проверки, составлены (планируются к составлению) административные протоколы.

Впервые в практике Управления в отчетном периоде проведена проверка в отношении владельца земельного участка, на котором расположен объект археологического наследия, по результатам проверки выявлены нарушения, выдано предписание, составлен административный протокол.

Также впервые в практике Управления составлен протокол и привлечено к административной ответственности юридическое лицо за нарушение пункта 4 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ (неприостановление работ при обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия).

По результатам проведенной Управлением работы по установлению причин и условий совершения правонарушений выявлено, что наиболее распространёнными причинами (условиями) являются:

1) высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательных требований по сравнению с возможной ответственностью за их несоблюдение;

2) отсутствие у поднадзорных субъектов понимания прямой связи несоблюдения обязательных требований с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям, риском наступления ответственности.

 

3.2. Результаты анализа и обобщения административной и судебной практики

 

По данным обобщения административной практики за 2018 год возросло количество возбуждённых дел в отношении физических лиц – собственников объектов культурного наследия, в том числе жилых помещений, расположенных в объектах за неисполнение обязанностей собственников по содержанию и сохранению объектов культурного наследия. Практика рассмотрения таких дел судами положительная.

В отчетном периоде возникла практика прекращения административного производства в отношении бюджетных учреждений по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ (в редакции данной части от 04.05.2018).

Прекращено дело в отношении арендатора объекта культурного наследия. Основным мотивом для принятия судьей решения послужил факт отсутствия достаточных доказательств о том, что на пользователя распространяется обязанность по сохранению объекта культурного наследия.

В 2018 году в апелляционной инстанции рассмотрено 13 жалоб на постановления об административных правонарушениях, по делам, возбужденным Управлением, из них: 6 жалоб подано со стороны Управления, 7 – со стороны лиц, в отношении которых ведется дело.

По результатам рассмотрения жалоб Управления решения первой инстанции отставлены без изменения.

По результатам рассмотрения жалоб лиц, в отношении которых ведется дело, 5 решений о привлечении к ответственности оставлены без изменения, либо уменьшен размер штрафа, 2 дела прекращены.

По жалобам Управления были рассмотрены дела в отношении АО «Уралмрамор», ГБУЗ СО «СПИД», в отношении которых Управлением были составлены протоколы по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ.

В отношении АО «Уралмрамор» производство было прекращено в связи с тем, что, по мнению суда, указанная в предписании информация, относящаяся к вопросу выполнения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, привлекаемым лицом была представлена в срок. В жалобе Управлением указано на искаженное истолкование судом смысла содержания предписания о необходимости представления АО «Уралмрамор» не любой информации относительно выполнения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, а об их фактическом исполнении. Срок привлечения к ответственности по указанной статье составляет 3 месяца с момента обнаружения правонарушения, в связи с чем постановление суда первой инстанции было оставлено без изменения, поскольку в данном случае положение привлекаемого лица не может быть ухудшено. Дословно указано: «Поскольку районным судом производство по делу прекращено, на момент рассмотрения настоящей жалобы сроки давности АО «Уралмрамор» к административной ответственности истекли, что исключает возможность возобновления производства по делу, оснований для отмены постановления по доводам жалобы не имеется». Вместе с тем указано также, что при оценке представленных доказательств судом апелляционной инстанции сделан вывод об отсутствии состава правонарушения.

В отношении ГБУЗ СО «СПИД» производство по делу также было прекращено судом первой инстанции по основанию, предусмотренному действующей с 04.05.2018 частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с принятием, по мнению суда, привлекаемым лицом всех возможных мер для выполнения предписания, поскольку ГБУЗ СО «СПИД» направлялись в Министерство здравоохранения Свердловской области (далее – Минздрав СО) запросы о выделении бюджетных ассигнований.

В жалобе Управлением ставился вопрос об отмене постановления суда первой инстанции в связи с нарушением требований статьей 24.1 и 26.11 КоАП РФ, а именно в связи с тем, что судом не устанавливался факт соблюдения порядка и сроков составления проекта бюджета Свердловской области на соответствующий год при запросе ГБУЗ СО «СПИД» бюджетных средств. Кроме того, указывалось на несоблюдение рекомендаций Минздрава СО о представлении для решения вопроса о выделении бюджетных ассигнований расчета стоимости проектно-сметной документации для проведения предусмотренных пунктом 1 предписания работ, из чего следует вывод о непринятии ГБУЗ СО «СПИД» всех зависящих от него мер по исполнению первого пункта предписания.

На момент рассмотрения жалобы истек срок привлечения указанного выше учреждения к ответственности, в связи с чем жалоба оставлена без удовлетворения. Вместе с тем апелляционное решение содержит общее указание на соблюдение привлекаемым лицом установленного законом порядка при обращении в Минздрав СО за выделением бюджетных ассигнований.

ОАО «Уралбиофарм» в жалобе на постановление суда первой инстанции о привлечении к ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ указывало на отсутствие у представителя общества права на подписание протокола, нарушение правил подсудности при направлении дела об административном правонарушении, отсутствие в протоколе указания на событие административного правонарушения, истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление суда первой инстанции признано соответствующим требованиям статьи 29.10 КоАП РФ и оставлено без изменения. Отклоняя доводы апелляционной жалобы суд второй инстанции указал на соблюдение должностным лицом Управления требований статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола; заблаговременное извещение юридического лица о составлении протокола; на указание в доверенности представителя ОАО «Уралбиофарм» права совершать юридические значимые действия по данному административному делу; соблюдение правил подсудности при направлении и рассмотрении дела об административном правонарушении в связи с тем, что правонарушение ОАО «Уралбиофарм» выражено в форме бездействия; соблюдение сроков давности привлечения к ответственности и справедливость назначенного наказания.

Отменено постановление о привлечении к ответственности АХУ УрО РАН с указанием на несоблюдение должностным лицом Управления требований Федерального закона № 294-ФЗ, отсутствие надлежащего уведомления проверяемого лица о проведении проверки.

На решение суда апелляционной инстанции Управлением подана жалоба с указанием на определенную специфику порядка проведения именно внеплановой документарной проверки, отсутствие в законе необходимости уведомления о проведении внеплановой документарной проверки и сроках такого уведомления, получение результатов проверки без нарушений закона, а, следовательно, их доказательственном значении при рассмотрении дела.

 

3.3. Результаты обобщения исковой практики

 

В отношении законных владельцев объектов культурного наследия вынесены решения по искам Управления о понуждении к проведению работ по сохранению нижеследующих объектов культурного наследия, в частности:

  1. в отношении собственника объекта культурного наследия регионального значения «Торговая лавка торговая лавка в кирпичном стиле» (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 6) принято решение о понуждении его к проведению противоаварийных работ, а затем работ по ремонту и реставрации объекта. Решение вступило в законную силу;
  2. в отношении собственника объекта культурного наследия регионального значения «Бывший дом купца Михайлова», (Свердловская область, г. Ирбит, ул. Пролетарская, д. 1) также принято решение о понуждении к проведению противоаварийных работ, а затем работ по ремонту и реставрации объекта. Решение вступило в законную силу;
  3. по иску в отношении объекта культурного наследия (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 45) с собственником объекта культурного наследия заключено мировое соглашение о проведении работ на объекте, в рамках которых, в том числе, необходимо произвести демонтаж кондиционеров и привести одно из оконных заполнений в соответствие с историческим обликом. Определение суда об утверждении мирового соглашения вступило в законную силу;
  4. вынесены решения в отношении двух физических лиц – собственников квартир в объектах культурного наследия, (Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 22а) о приведении оконных проемов и заполнений квартир в соответствие с историческим обликом, демонтажу кондиционера и металлической решетки, устранении повреждений фасада после проведения работ. Следует отметить, что охранные обязательства собственников данных квартир содержали указание на выдачу им уполномоченным органом предписания в случае выявления нарушений по сохранению объектов культурного наследия. В ходе рассмотрения дела такие предписания Управлением были выданы, в установленные сроки не исполнены, данное обстоятельство имело существенное значение при вынесении положительных решений с учетом указанных условий охранных обязательств. Решения не вступили в законную силу;
  5. по иску прокурора Ленинского района вынесено решение в отношении владельца объекта культурного наследия «Пансион женского епархиального училища» (Свердловская область, г. Екатеринбург,. ул. Декабристов, д. 58) о проведении работ на объекте культурного наследия, дублирующее содержание ранее выданного Управлением предписания.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

типовых нарушений обязательных требований

законодательства об охране объектов культурного наследия

 

№ п/п

Описание нарушения

Положения НПА, требования которых нарушены

Предусмотренная

законодательством Российской Федерации ответственность, за нарушение обязательных требований

Количество нарушений, выявленных за 1 полугодие 2018 год

Дата (квартал, год) когда нарушение приняло типовой характер

Степень риска причинения вреда

Степень тяжести негативных последствий

I. Несоблюдение собственником (пользователем) объекта культурного наследия требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия

1.

не проведение работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ

ст. 47.1,

п. 1, п. 2 ст. 47.2, п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

174

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

2.

Своевременное неизвещение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия
и не принятие собственником (пользователем) меры по предотвращению дальнейшего его разрушения

пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

8

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

3.

проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

(размещение кондиционеров, вывесок и пр.)

пп. 2 и пп. 3

п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

64

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

4.

размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия или нарушение условий ее размещения в случае, если таковое допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации

п. 1 ст. 35

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

8

4 квартал 2018 года

высокая

тяжкая

II. Проведение работ на объекте культурного наследия с нарушением установленного порядка

1.

проведение работ по сохранению объекта культурного без разрешения и согласования соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, указанного в пункте 2 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года

№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.14 КоАП РФ – организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

38

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

III. Непринятие мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1.

проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия

п. 3 ст. 36

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

11

1 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

IV. Нарушения против порядка осуществления государственного контроля (надзора)

1.

невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

 

п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.18 данной статьи

4

 

2 квартал 2017 года

высокая

тяжкая

V. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия

1.

несоблюдение установленных требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия

п. 1 ст. 5.1, ст. 38 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

6

4 квартал 2018 года

высокая

тяжкая

Иные нарушения, выявленные в ходе мероприятий по контролю (надзору):

  1. необеспечение доступности объектов культурного наследия для инвалидов – 4 шт.;
  2. неприостановление работ при обнаружении на территории, на которой ведутся работы, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – 1 шт.;
  3. необеспечение доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр – 1 шт.;
  4. неразмещение информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия – 4 шт.;
  5. воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, в том числе повлекшие за собой невозможность проведения проверок – 1 шт.;
  6. проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с нарушением проектной документации, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Федерального закона Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» – 4 шт.;
  7. проведение работ на территории объекта археологического наследия с нарушением установленного режима, необеспечение мер по обеспечению сохранности объекта археологического наследия – 2 шт.;
  8. проведение работ на земельном участке без полученной от уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия информации об отсутствии на нем объектов культурного наследия – 2 шт.;
  9. неприостановление работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, после получения предписания уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ – 1 шт.